Библиофильская кантата

Сеславинский М.В. Кантата «Кантате» – М.: БОСЛЕН, 2018. – 112 с.: ил.

Обложка Кантата Кантате.jpgПервая книга Русского общества друзей книги – «Кантата» А.А. Сидорова – известного искусствоведа, крупнейшего библиофила и коллекционера советского времени всегда оставалась одной из самых вожделенных библиофильских дезидерат. Совокупный тираж этой шутливой поэмы составил всего 20 экземпляров. Именно о ней известный собиратель Яков Бердичевский заметил: «Обладание «Кантатой всегда было лакмусовой бумажкой собирательского уровня библиофила». Однако при всей известности «Кантаты» написано о ней до настоящего времени было не так много. Выпущенная в 2018 году издательством «Бослен» книга Руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, известного библиофила и исследователя книжной культуры Михаила Вадимовича Сеславинского «Кантата «Кантате»» стала по сути дела первым в нашей стране исследованием, в котором столь полно рассказывается об истории создания «Кантаты» и ее героях.

На протяжении нескольких месяцев автор вел поистине детективное расследование, пытаясь проследить судьбы всех экземпляров легендарной библиофильской дезидераты. В ходе него М.В. Сеславинскому удалось выяснить не только судьбу и принадлежность отдельных экземпляров «Кантаты», но и множество интересных бытовых деталей эпохи, о которых он с удовольствием рассказывает в своей книге. С особым интересом читаются истории о том, как автор в одном из антикварных магазинов покупал акварель, на которой был изображен А.Н. Бенуа, о расшифровке гравюры «Меню», или история с экземпляром академика И.А. Орбели, являющиеся своего рода вставными новеллами в книге. Особого внимания заслуживают и страницы с «Новой Кантатой», написанной автором как дань продолжения поэтической традиции, и как своеобразный диалог с А.А. Сидоровым – автором «Кантаты». Завершается «Новая Кантата» прекрасным четверостишьем:

Друзья, прекрасен наш союз

Любителей «Кантаты»!

И сонм библиофильских муз

Нам гимн поет, собраты!

Издание выпущено за счет средств автора поистине библиофильским тиражом в 40 экз., из которых 20 – особых (с ручными вклейками и приложением факсимиле издания 1921 года). Книжка получилась весьма изысканной, гармоничной, от которой трудно оторваться. Она насыщена иллюстрациями, фотографиями и копиями документов эпохи. Книги, как и люди, имеют свою судьбу. Они притягивают внимание читателей и исследователей, разжигают «охотничий азарт» у коллекционеров. Это важная часть нашей культуры, бережно сохраняемой в библиотеках и частных собраниях.

Сергей Трубачев