100 сказочных встреч

Юбилейное 100-е заседание клуба «Библиофильский улей» Национального союза библиофилов (НСБ) было посвящено красивой теме «Сказочные мотивы в наших собраниях».

10-11-1350.jpgИсследователь истории русской усадьбы Гарольд Злочевский принес на заседание книгу поэта Сергея Басова-Верхоянцева «Конек-Скакунок» (первое издание вышло в 1906 году), написанную по мотивам сказки Петра Ершова «Конек-Горбунок» в революционном духе. Интересно, что в каждом последующем издании книги автор изменял сюжеты и уточнял отдельные детали в зависимости от того, насколько общество продвинулось в деле строительства социализма. В унисон этому рассказу председатель НСБ Михаил Сеславинский достал из портфеля редко встречаемую книжную диковинку – первое издание сказки 1834 года. Он напомнил, что Александр Пушкин с похвалой отозвался о «Коньке-Горбунке», в то же время Виссарион Белинский в своей рецензии написал, что сказка «не имеет не только никакого художественного достоинства, но даже и достоинства забавного фарса». «Были бы у критика дети, которым надо читать сказки на ночь, такого ляпа Белинский бы не допустил», – добавил председатель НСБ. А собиратель Борис Хайкин поддержал рассказ о культовом произведении, показав замечательное советское издание «Конька» с выразительными иллюстрациями Владимира Милашевского и автографом художника.

Собиратель детских книг первой половины ХХ века Сергей Смирнов продемонстрировал первые издания книги Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей» (1954) с иллюстрациями Алексея Лаптева и поведал о том, что впервые имя Незнайка появилось в книгах Анны Хвольсон.

Председатель Московского клуба библиофилов Леонард Чертков рассказал о сказках, проиллюстрированных выдающимися отечественными художниками – Мстиславом Добужинским и Владимиром Лебедевым. Среди них такие библиофильские редкости, как «Морщинка» (1907) Алексея Ремизова, «Три толстяка» (1934) Юрия Олеши, «Лев и бык» (1918), «Приключения Чуч-ло» (1922) и «Слоненок» (1922) Редьярда Киплинга. Однако наибольший восторг у библиофилов вызвал макет книги (1950-е годы), сделанный одним из учеников Владимира Фаворского Эммануилом Визиным. Это книжка-раскладушка, которая представляет шесть картин, каждая из которых имеет три плана, как театральная декорация.

По традиции в конце заседания выступил Михаил Сеславинский. Он продемонстрировал несколько редчайших изданий из своего собрания. Среди них первая книга Владимира Даля «Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому принаровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток 1» (1832). Интересна судьба этой книги. По выходе из типографии вскоре, по распоряжению правительства, она была изъята из продажи, а автор их был арестован. Поводом к запрещению книги послужила сказка о чорте, в которой рассказывается о жалкой и тягостной жизни русского солдата и строгостях военной дисциплины при Николае Палкине. Нельзя не отметить и такие редкости, как «Пестрые сказки с красным словцом, собранные Иринеем Модестовичем Гомозейкою, магистром философии и членом разных ученых обществ, изданные В. Безгласным» (1833), титульный лист которой, пожалуй, впервые в отечественном книгоиздании отпечатан в шесть красок (каждая буква в слове «сказка» имеет свой цвет). Еще одна редкость – «Русские заветные сказки» Александра Афанасьева, изданные в Женеве в 1870-е годы, но с указанием на обложке «Валаам, год мракобесия».

Нахваставшись книжными диковинками, библиофилы стали усиленно готовиться к 200-му заседанию клуба, которое пройдет в марте 2030 года.

Фотоотчет с заседания

Сергей Трубачев