Волошинские чтения в Москве

140-летие со дня рождения поэта, переводчика, художника Максимилиана Александровича Волошина (наст. фам. — Кириенко-Волошин; 16 [28] мая 1877, Киев — 11 августа 1932, Коктебель) библиофилы отметили клубным заседанием в своей штаб-квартире в Сытинском переулке.

DSC_4970.jpgС основным докладом по теме встречи выступил автор книги «Страна Коктебель» Евгений Жарков. Он рассказал о составе и судьбе библиотеки поэта, насчитывавшей около 10 тысяч томов. Будучи увлеченным книжником, поэт очень ревностно относился к сохранности своих фондов, о чем сохранилось немало свидетельств современников. Чего только стоит нашумевшая в свое время история с пропавшим изданиями, из-за которых поэт поссорился с  Осипом Мандельштамом.  Между тем, библиофилы знают, что в библиотеке Волошина практически не было особо редких изданий. Исключениями являются  баллада «О трех рыцарях и о рубахе» Жака де Безье в переводе Ильи Эренбурга и с гравированными рисунками и текстами работы художника Ивана Лебедева (1916); сборник Валентина Парнаха «Словодвиг» с рисунками Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова (1920); книга «Что есть табак» Алексея Ремизова, отпечатанный тиражом 25 именных экземпляров (1908) и др.

Не менее интересным оказался рассказ о государственных и частных собраниях, в которых представлены книги и автографы поэта. Это своеобразное путешествие было дополнено показом наиболее редких и интересных экземпляров из волошинской коллекции самого докладчика, среди них – автограф стихотворения «Цеппелины над Парижем», различные портреты Волошина, в том числе работы Натальи Литвиновой из собрания известного искусствоведа и библиофила Эриха Голлербаха, ряд прижизненных изданий и публикаций, экслибрис библиотеки Волошина работы Диего Риверы и др.

DSC_5038.jpgЗапоминающимся оказалось и выступление председателя Национального союза библиофилов  Михаила Сеславинского, которое было посвящено его собранию автографов и акварелей Волошина. Взору собравшихся предстали инскрипты поэта художнице Ольге Третьяковой и супруге Федора Рерберга Антонине на его первой книге стихов (1910); поэту-символисту Андрею Белому на втором поэтическом сборнике «Anno mundi ardentis» (1916); несколько акварелей с видами Коктебеля (часть из них – с дарственными надписями); автографы, адресованные Волошину Николаем Гумилевым на первой книге стихов «Романтические цветы» (1908) и художника Дмитрия Митрохина на посвященной его творчеству монографии Всеволода Воинова и Михаила Кузмина (1922); письмо вдовы поэта Марии Степановны в Союз писателей о продаже его наследства (1948); уникальный экземпляр редчайшей книги «Странник» (1908) с его автографом поэту Борису Леману и вписанным от руки стихотворением; и др.   

DSC_5014.jpgЛитературовед, исследователь творчества Марины Цветаевой Лев Мнухин продемонстрировал небольшую подборку фотографий Волошина и рукопись стихотворения «Марине Цветаевой («К Вам душа так радостно влекома…»)» (1910), а председатель Московского клуба библиофилов Леонард Чертков – акварель с видом Коктебеля.

По традиции эти своеобразные «волошинские чтения» завершились мини-аукционом, дружеским чаепитием и дегустацией продукции массандровских виноделов.

Людмила Ларионова DSC_4904.jpg